Открытый мир

Путеводитель для подростков


Введение

Буклет, который ты держишь в руках, попал к тебе не случайно.

Это труд и опыт десятков подростков, которые спорили, рассуждали и думали вместе с нами.

Данный буклет своеобразный проводник для подростков в мир новых открытий и возможностей. Надеемся, что он поможет подрастающему поколению лучше ориентироваться в жизни, во взаимоотношениях друг с другом, с родителями и другими взрослыми, а главное - осознать себя как личность творческую, инициативную,  умеющую ставить перед собой цели  и достигать их.

Мы признательны подросткам клубов «Метро» (гунинец, Брестской области) и «Фламинго» (г.Минск) за активную работу, ответственность и поддержку.

 

Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа учит тебя математике, химии, физике и другим наукам. Но кто должен научить тебя быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права и отстаивать свою точку зрения?

Представь себя на оживлённом перекрёстке с чемоданом знаний, ты стоишь, думаешь и не знаешь, куда теперь идти: «Я закончил школу, мне дали столько знаний… Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения и проверки домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?»

Согласись, современный подросток должен учиться быть активным, чтобы он смог добиться успеха в жизни. Какова же в этом роль Молодежного клуба?  Роль Молодежного клуба заключается в том, чтобы выпустить в жизнь новое поколение активных молодых людей, которые готовы своими собственными силами изменять к лучшему не только себя, но и наше общество.

Молодежный клуб - это право на организацию и управление молодежной командой, стартовая площадка для подготовки подростка к самостоятельной, интересной, насыщенной жизни. Каждый шаг, сделанный тобой сейчас влияет на всю твою дальнейшую жизнь. Именно сейчас формируются твои взгляды, твои стремления и жизненные ценности. Формируешься ты!

ЧТО ГОВОРЯТ СВЕРСТНИКИ

Марина, 15 лет, клуб «Фламинго».  Подростки в молодежном клубе меняют к лучшему не только  свою жизнь, но и жизнь своих сверстников, они становятся более инициативными, ответственными и самостоятельными. По-моему, в наше время активным быть модно.

Настя, 15 лет, клуб «Метро». Молодежный клуб для меня – это возможность научиться планировать, организовывать свою деятельность, подводить итоги, участвовать в решении волнующих меня вопросов, проводить разного рода мероприятия и дела, которые интересны мне и моим друзьям.

Света, 14 лет, клуб «Фламинго». Молодежный клуб дает мне возможность попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, как со своими сверстниками, так и с людьми старше и младше меня.

Слава, 16 лет, клуб «Метро». В клубе я учусь преодолеть разного рода трудности, испытываю ответственность и гордость за свои поступки.

Настя, 14 лет, клуб «Метро». Для меня находиться в клубе в кайф! Наша «особая клубная жизнь» делает нас, обычных подростков, более сплочёнными, дружными, ответственными и грамотными.

 

Молодежный клуб НЕ для тебя, Если...

…. тебе в кайф протирать штаны на диване и тащиться от телесериалов.

…. ты не привык самостоятельно принимать решения.

…. ты глубоко убежден, что в этой жизни от тебя мало что зависит, поэтому не стоит и напрягаться.

... ты хочешь, чтобы всё делали для тебя, и не желаешь ничего делать для других. Прости, но всех этих «продвинутых» радостей в молодежном клубе нет. «Клубная жизнь» живет по-другому принципу: поколение NEXT своими силами делает полезные дела и проекты для самих себя и других.

Если это про тебя, не теряй времени зря, возвращайся к своим «продвинутым радостям» и  отдай этот буклет человеку с другими взглядами, принципами и жизненной позицией.

 

Молодежный клуб для тебя, Если...

…тебе меньше 70, и ты не боишься перемен!!!

… ты - думающий человек, желающий найти "братьев по разуму"!!!

… ты хочешь научиться тому, чего не умеет абсолютное большинство твоих сверстников!!!

… ты действительно можешь и хочешь заявить о себе. А главное - если ты ответственный, ценишь дружбу и тебе можно доверять"!!!

…ты хочешь найти применение своим способностям, знаниям и талантам в серьезных, значимых делах"!!!

….ты стремишься к тому, чтобы быть здоровым, чтобы в твоей жизни были испытания, открытия и верные друзья!!!

Это для тебя!

 

Если это тебе по духу, и ты чувствуешь в себе силы – начинай читать. На наших страницах ты найдешь практические материалы, которые помогут тебе в организации своего Молодежного клуба.

Выделяй красным карандашом места, наиболее тебе понравившиеся, и которыми, как тебе кажется, ты можешь пользоваться. Время от времени просматривай их. Не забывай, что счастливая, интересная и полная жизнь невозможна, без упорной и непрерывной работы над собой. А для этого требуются  время, желание, настойчивость и повседневная практика. Другой дороги нет.

В добрый путь!

 

Союзники, вы где?

С ответа на этот вопрос и нужно начинать работу по созданию своего молодежного клуба! Перво-наперво - нужно найти союзников!

Можно придумать самую распрекрасную структуру молодежного клуба, но пока в неё не придёт сильная команда активистов, работать эта структура не будет. Сначала нужно собрать команду.

Создать команду - это значит собрать вокруг себя заинтересованных ребят и научить их работать вместе. Итак, команда – это люди, которые загорелись общей идеей.

Команда должна уметь воплотить свою идею в жизнь. А не разбегаться в разные стороны при первых же трудностях! Так, где ж такую команду взять? Её нельзя ни откуда «взять». Команду нужно создавать.

Для начала нужно организовать  СТАРТОВУЮ ВСТРЕЧУ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ. Важна открытость для всех.

Ребята могут объединиться в инициативную группу только вокруг интересного и важного для них события или дела. Знакомство  с деятельностью и  опытом работы молодежных клубов в разных странах и городах поможет привлечь потенциальных лидеров среди подростков. Участником молодежного клуба может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, способностей и интересов. Единственное условие для подростка - быть инициативным и стремиться сделать свою жизнь и жизнь клуба интересной.

Следующий шаг по привлечению потенциальных участников в свои ряды, а также для заинтересованных лиц можно, например, провести дискуссию «Что такое Молодежный клуб?», «Для чего подросткам нужен молодежный клуб?»

Во-первых, больше людей поймут, зачем подросткам необходим Молодежный клуб. Значит, появится шанс найти среди них себе же помощников.

Во-вторых, команда получит практический опыт проведения конкретного дела, сможет извлечь из него уроки, узнать сильные и слабые стороны друг друга. Например, кто-то из вашей команды хорошо умеет разговаривать с младшими, кто-то со старшими ребятами, а кто-то и с взрослыми и т.д.

Важно вместе обсуждать итоги каждого проведенного занятия и мероприятия. При этом видеть не только плюсы и минусы, но также делиться мнениями о работе друг друга, благодарить и критиковать, отмечать особые заслуги, не только деловые, но и моральные: кто-то вовремя подставил плечо, подбодрил, успокоил. Постепенно команда выработает свой собственный стиль работы.

Лучше всего, если работу по созданию молодежного клуба подростки и взрослые будут вести вместе. Поэтому стоит вовлечь значимых взрослых в этот процесс с самого начала. Кто же эти взрослые и какова их роль в молодежном клубе?

 

Администрация школы

С помощью администрации решаются организационные вопросы. Руководство может помочь найти и пригласить специалистов для проведения семинаров-тренингов, методических объединений, тематических советов. Если администрация на вашей стороне, то гораздо больше шансов, что инициатива участников клуба действительно будет поддержана. Кроме этого, администрация может помочь в развитии клуба, в поиске средств, предоставить помещение для работы инициативной группы, поощрить за работу и детей и взрослых.

 

Контактное лицо

Этим человеком может быть социальный педагог, психолог, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе или заинтересованный учитель в школе. Основным критерием при выборе является доверие и уважение со стороны подростков, учителей, родителей. Важно, чтобы «взрослый» координатор обладал необходимой информацией о клубе, видел перспективы его развития, имел возможность оценить эффективность проводимых мероприятий. Контактное лицо – это посредник между лидерами молодежного клуба, администрацией, родителями, учителями и привлеченными специалистами. Он может взять на себя организацию или проведение спецкурса для участников, поддерживает инициативу подростков.

 

Организация-партнер

У ребят могут возникать специфические вопросы (например, наркотики и ВИЧ-инфекция, репродуктивное здоровье, сексуальное поведение). Для того, чтобы работать с этими темами, лучше воспользоваться помощью организаций, которые занимаются этим профессионально. Чем больше «дружественных» организаций у вас будет, тем более широкие возможности сможет предоставлять ваш клуб подросткам.

 

Родители

Активные участники программы. Каждый из них может внести свою лепту в развитие клуба, например, содействовать тиражированию клубной газеты, помочь в ремонте, участвовать в организации досуговых мероприятий. Важно, чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях.

 

В процессе становления клуба вам придется отвечать на множество вопросов, которые будут

задавать подростки, администрация, учителя, родители. Итак, вы готовитесь к встрече с группой, для того, чтобы рассказать о деятельности вашего клуба.

 

Практические советы как эффективно провести встречу.

·        Разместите на видном месте цель и задачи встречи так, чтобы это видели участники. Обращайтесь к ним в ходе встречи.

·        Объясните, каким вы видите сотрудничество заинтересованных сторон, покажите все положительные стороны, постарайтесь, чтобы ни один вопрос, возникший у аудитории не остался незаданным.

·        Заранее спланируйте вашу встречу таким образом, чтобы вы имели достаточно времени для решения всех поставленных задач.

·        Установите дружественную и ненапряженную атмосферу с самого начала  встречи. Участникам важно знать, кто вы, откуда и какие у вас основания быть здесь - это помогает установлению доверия между вами и участниками встречи.

·        Лучшее, что вы можете сделать, - это хорошо подготовиться. Используйте большую часть вашего времени и энергии на то, чтобы заранее спланировать встречу и подготовиться к ней. Придите на место встречи заранее. Если вы проводите встречу вместе с другими  участниками клуба, заранее скоординируйте ваши усилия и распределите, кто и за какую часть отвечает.

·        В случае совместного ведения встречи заранее откровенно оговорите с партнером ваши опасения и ожидания от работы, не бойтесь во время встречи обращаться к партнеру за помощью.

·        САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПУНКТ: Есть только 5 способов достичь успеха: 1-подготовка, 2 - подготовка, 3 - подготовка, 4 - подготовка, и, наконец, 5 - подготовка.

 

Если работа на этом этапе проведена хорошо, то вокруг команды начинает формироваться актив клуба.

Активистам, как и космонавтам, нужно тренироваться! Не просто узнать, что такое Молодежный клуб, нужно еще и научиться быть лидерами.

 

Лидер - это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы.  Итак, ты хочешь стать лидером Молодежного клуба.

Очень хорошо. Особенно, если ты обладаешь следующими качествами: любознательностью, активностью, трудолю­бием и работоспособностью, выдержкой, доброжелательностью и способно­стью не унизить достоинство другого человека, то у тебя есть все основания стать лидером.

Если ты обладаешь не всеми качествами характера, которые необходи­мы лидеру, но очень-очень хочешь им стать, то для этого тебе необходимо приложить максимум усилий и активно поработать над собой. Наш буклет тебе поможет в этом. Поэтому бери, читай, узнавай и дейст­вуй, учитывая, что лидером становишься ты, путей к отступлению нет, как, впрочем, нет никого другого, кто смог бы в данный момент заменить тебя.

 

Теперь давай, определим, кто же такой лидер, что он представляет собой как личность и какова его роль в Молодежном клубе.

Лидер - это человек, способный повести за собой людей, пробудить интерес к делу и организовать его выполнение.

Выйти вперед и встать во главе других, в общем-то, бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди.

Лидер - это тот, кто руководит, но каким образом, как?

Для каждого конкретного лидера характерен свой стиль руководства, метод работы, своя роль. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увле­кать собственным примером, своими идеями, четвертые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются.

В любом коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: ли­деры-организаторы, лидеры-творцы, лидеры-бойцы, лидеры-дипломаты, лидеры-утешители. Однако, необходимо учитывать, в каких условиях, при каких обстоятельствах тот или иной стиль и метод руководства может принести пользу, а в каких безнадежно подведет.

Теперь попытаемся разобраться какие качества нужно развивать в себе, чтобы стать настоящим лидером?

 

компетентность

— знание того дела, которое требуется организовать;

активность

— умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

инициативность

— особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

общительность

— открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

сообразительность

— способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость

— проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

самообладание

— способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

работоспособность

— выносливость, способность вести напряженную работу, длительное время не уставать;

наблюдательность

— умение видеть, мимоходом отметить примечательное, сохранить в памяти детали;

самостоятельность

— независимость в решениях, умение самому находить пути выполнения задачи, брать на себя ответственность;

организованность

— способность подчинить себя необходимому режиму работы, планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.

 

Чувствуя обстановку, лидер обязан уметь вовремя «включать» нужные качества. Даже тогда, когда условия работы ненормальны, а окружающие не вызывают симпатий.

Все эти качества можно развить в себе. Существует множество игр-упражнений и тестов, которые помогут в работе над собой.

ЧТО ГОВОРЯТ СВЕРСТНИКИ О ЛИДЕРЕ

« …Он должен уметь выслушивать мнение каждого участника, общаться с ребятами на их «языке». Наверное, должен быть веселым, но в некоторых ситуациях серьезным…»

« …Быть терпеливым, активным, веселым, задорным, умным…»

«…Нужно быть сильным и понимающим, уметь слушать, видеть и говорить. Хорошо понимать то, чем занимается и руководит, и конечно, быть дружелюбным…»

 

Несомненно, даже очень хороший организатор не сможет длитель­ное время один нести это тяжкое бремя лидера, без твердой и надежной опоры единомышленников. Вот почему сверхзадачей лидера является формирование и сплочение команды.

 

Определи, какая у вас команда?

Каждая команда проходит определенные этапы своего развития и становления. Определи на каком этапе находится твоя команда, и реши что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.

1.     Группа, где вроде все вместе, а присмотришься — каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило, не видно организатора, вокруг которого сплотились бы подростки.

 

2.     Группа готова к сплочению, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование лидера.

 

3.     В команде появляются желания трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое мнение, подростки еще мало проявляют инициативу.

 

4.     Команда живет по принципу «один за всех, все за одного». Среди подростков товарищеские взаимоотношения, однако они принципиальны и требовательны друг к другу.

 

5.     В команде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Команда не замыкается в собственных рамках. Она видит, где нужна, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.

 

Что делать дальше?

Если вы хорошо и активно поработали, над созданием  команды своего клуба, принимайтесь за следующий шаг. Разработка проекта Молодежного клуба - общее дело команды.

 

Организация работы клуба:

Для того, чтобы клуб действительно был клубом, надо постараться выполнить несколько условий. Мы понимаем, что ваши возможности могут быть ограниченными, но можно обойтись «малой кровью». В первую очередь:

·                    У клуба должно быть свое помещение. Пусть маленькое, но свое. Оформлять его, наводить порядок – обязанность ребят. Ребята должны чувствовать себя хозяевами и относиться к клубу как к «дому».

·                    Чем больше фантазии, труда и усилий приложат ребята к оформлению и «строительству» клуба, тем с большим удовольствием они будут приходить туда.

·                    Обязательно нужно выработать четкие правила относительно того, что можно, а чего нельзя делать  в клубе. Это касается курения, правил общения друг с другом, порядка и т.д. Правила обязательно должны составляться и приниматься всеми участниками.

·                    Желательно, чтобы к клубе было четкое «расписание» работы: клубные дни, работа творческих групп, день для свободных встреч.

·                    По возможности нужно предоставить ребятам возможность собираться и отмечать дни рождения и другие праздники вместе.

·                    Важно определить, как и когда можно приводить в клуб друзей, которые хотят вступить в клуб.

Несколько советов:

·                    Клубный день лучше всего проводить раз в неделю. В этот день собираются все ребята, проводятся творческие дела, приходят «новенькие», организовываются дискуссии и т.д.

·                    Для подготовки творческих дел стоит выбирать другие дни, когда будут приходить только те, кто занят конкретным делом (сценарий, разработка, оформление, подготовка статьи).

·                    Чем быстрее в клубе возникнет реально действующая система самоуправления – тем лучше. Не бойтесь передавать друзьям ответственность. Постарайтесь, чтобы в клубе не возникало иерархической структуру – «главные» и «остальные».

 

Примеры форм работы в клубе

Ø Обучающий курс – программа по подготовке участников клуба по принципу «Ровесник – ровеснику». Курс представляет собой цикл занятий, которые проводятся в активной форме, сначала заинтересованным взрослым, возможно психолог вашей школы, специалист социально–педагогического центра района или представитель общественной организации, а затем прошедшими данный курс  и подготовленными подростками. В ходе занятий участникам предоставляется информация по формированию отрицательного отношения к психоактивным веществам (алкоголь, табак, наркотики); обсуждаются ценности здорового образа жизни (любовь, дружба, семья, здоровье, профессиональная карьера); развиваются навыки эффективного взаимодействия, общения, ответственности, эмпатии, самоуважения; обучение навыкам саморегуляции (снять усталость и напряжение, понизить тревогу), способность осознавать переживаемые эмоции, умение выражать свои чувства и управлять ими. По окончании курса участникам предлагается выполнить самостоятельное творческое задание (придумать акцию, урок, провести дискуссию), которое в дальнейшем можно использовать в работе клуба.

 

Ø Акция (театрально-игровые, спортивно-оздоровительные) – активная форма работы, которую проводят участники клуба в школах, детских домах, на спортивных праздниках. Цель акции может быть различной: информирование, пропаганда здорового образа жизни, привлечение новых членов. Роль участников клуба зависит от целей и содержания акции. В одном случае это будет раздача листовок, буклетов, рекламы, а в другом проведение в школе тематического дня. Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях позволяет подростку увидеть и получить позитивную альтернативу злоупотреблению алкоголя, табака, наркотиков.

 

Ø Дискуссионный клуб – форма работы, в которой могут принять участие и ребята, и родители, и учителя. В основе лежит обсуждение темы, наиболее актуальной для участников, например, права и обязанности в семье, свобода и ответственность, независимость, запреты, агрессия, отношения в школе и т. д. Более интересны и эффективны дискуссионные клубы, в которых принимают участие представители разных групп, например, дети – родители, педагоги – родители и т.д.

 

Ø Волонтерская деятельность - это возможность научить молодое поколение не только отдыхать и интересно проводить время, но и заниматься серьезной социальной работой. Развитие добровольчества способствуют формированию у  подростков таких важных качеств как милосердие, ответственность за себя и порученное дело, повышает чувство самоуважения и гуманного отношения к  другим, способствует занятости подростка важным и полезным делом, формирует у него качества и навыки, важные для взрослой, в том числе и профессиональной жизни.

 

Ø Служба писем – участники клуба отвечают на письма своих сверстников. Подростки могут задавать интересующие их вопросы, писать о своих проблемах, находить новых друзей. Ответ на непростое письмо может стать поводом для совместного обсуждения в группе. Важное условие  - конфиденциальность и безопасность «абонента».

 

Ø «Кино не для всех» - подросткам предлагается посмотреть фильм, ставящий перед собой такие глубокие философские, социальные проблемы, на которые невозможно дать однозначного ответа. Такие формы работы позволяют влиять на формирование нравственных ценностей и смысловых ориентиров (сострадание и милосердие, терпимость, добро, взаимопомощь, порядочность). Важно, чтобы подростки увидели, что такое настоящее художественное произведение, - это способствует и развитию художественного вкуса. После просмотра фильма обязательно проводится обсуждение.

 

Ø Дискотека – почти все подростки с удовольствием посещают дискотеки. Любую из них можно насыщать различным содержанием, в том числе антитабачной, антинаркотической и антиалкогольной направленности. В этом случае дискотека становится формой профилактической работы с подростками. С ее помощью можно демонстрировать, как организовать «чистый», «трезвый» и интересный досуг.

 

Ø Работа по направлениям. Направления и работа в них, строятся с учетом запроса ребят, и представляет собой важный элемент в работе клуба. Эта деятельность значима, потому что помогает подросткам реализовать свои интересы, потребности, полученные знания, умения, навыки ребята могут применять в дальнейшем.

 

Теперь можно переходить к очередному этапу – нормативному закреплению положения о Молодежном клубе. Это значит, что должны появиться документы клуба, в которых обозначены цель, задачи, структура клуба. Все разрабатываемые в клубе документы, должны иметь морально-этическую основу и способствовать саморазвитию личности.

 

Какую бы структуру управления Молодежным клубом не выбрала ваша команда, она должна опираться на следующие принципы:

·        Добровольности, равноправия всех участников, законности и гласности.

·        Открытости для сотрудничества с другими молодёжными клубами, разделяющими его цели и задачи.

·        Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого участника клуба.

·        Коллегиальность принятия решений.

·        Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

 

Устав. Каждый клуб работает на основе своего устава. Там написано, какие есть права и обязанности участников клуба. Что в клубе можно, а что нельзя. Какие поощрения и «наказания» можно применять и за что. И много других полезных сведений о правилах клубной жизни. В том числе, как устроена клубная власть.

Девиз — краткого изречения, которое выражает основную идею, цель, принципы, направления деятельности клуба. Иногда, наряду с девизом, устанавливается кодекс чести.

Кодекс чести - представляет собой совокупность этических норм, правил, регулирующих отношения в клубе. Кодекс определяет принципы совместной деятельности, которые должны быть основаны на взаимопонимании, доброжелательности и уважение друг к другу, создает условия для общей ответственности за функционирование клуба. Кодекс может быть записанный на бумаге или негласно принятый членами клуба. Он может быть в виде лозунгов или девизов.

 

Следующий этап - разработка и соблюдение собственных традиций и обрядов. Он станет основой и поможет клубу выработать единую политику при возможной смене, как лидеров, так и при принятии новых участников и членов.

Традиции — это в течение длительного времени сложившиеся и выполняемые обычаи, обряды, идеи, ценности.

Обряд — это стандартное и повторяющиеся мероприятие, которое проводится в установленное время по специальному поводу и с определенной целью.

Символика необходимый атрибут для команды. Это может быть и элемент одежды, указывающий на принадлежность к клубу, значки, бейджи, соответствующее оформление помещения с помощью лозунгов, плакатов и т. д. В команде всегда найдется человек, который творчески подойдет к такому важному делу для команды.

 

Как организовать работу: для лидеров и не только

Организаторская работа имеет свою «дистанцию». Она может быть спринтерской, короткой, рассчитанной на решение небольших по объему и относительно про­стых задач или марафонской, когда ее выполнение рас­тягивается на длительный срок и сама она бывает слож­ной и по содержанию, и по условиям деятельности.

На дистанции между стартом и финишем расположе­ны этапы. Их пять.

Старт получение задания.

1-й этап определение цели и усвоение задач.

2-й этап обеспечение работы (условия, средства, исполнители).

3-й этап планирование работы и распределение обя­занностей.

4-й этап оперативное руководство (согласование, учет, контроль).

5-й этап анализ эффективности и подведение итогов работы.

Финиш отчет о выполнении задания.

 

На каждом из этапов лидером выполняются определенные действия. Если спортсмену-легкоатлету, преодолевающему этапы, приходится рассчитывать только на свои силы, то лидеру, кото­рый вывел свою команду на ди­станцию, необходимо думать о возможностях всех ее участников, с тем чтобы не только привести их всех к финишу, но и при этом показать хороший результат. Лидеру важно знать не толь­ко, что за чем следует, но и что нужно делать на каждом этапе.

 

Прохождение каждого этапа будет успешнее, если придерживаться некоторых важных

1

Поставь цель, определи, что требуется сделать

2

Подумай, какими путями ее лучше достигнуть

3

Разбей всю работу на части

4

Составь план выполнения дела

5

Посоветуйся с опытными людьми

6

Установи, как должна идти работа

7

Подбери помощников, исполнителей

8

Распредели обязанности и объясни, что требуется сделать

9

Согласуй работу с другими организаторами и организациями

10

Контролируй ход работы, вноси, если надо, изменения

11

Учитывай, кто и как работает

12

Подведи итоги по окончании работы, проанализируй дело

правил организатор­ской работы.

 

 

 

 

 

ЧТО ГОВОРЯТ СВЕРСТНИКИ

«…Попал в клуб случайно. Мой одноклассник сказал мне, что он участвует в организации молодежного клуба. Мне стало интересно, и так как одноклассник был в восторге, я тоже стал сюда ходить…»

«…Жизнь стала прежней, изменилась я. Мне стало интереснее жить в этом мире. Я знаю, что я не одна…»

«…В школе меня стали больше уважать, считают, что я занимаюсь хорошим делом. В глазах своих одноклассников и учителей я выросла…»

«…Родители говорят, что я стал более самостоятельным и это классно…»

«…В клубе я научился придумывать и выдвигать свои идеи, не бояться говорить то, что думаю…»

 


Заключение

Во время работы над буклетом нам пришлось познакомиться с работой клубов и их программами, предназначенными для работы с подростками. Каждая из них представляет собой законченную методику и отражает взгляды авторов на приоритеты в клубной работе. В то же время большинство современных программ схожи в одном – в центре любой из них находиться личность молодого человека и его права. В наше время подростки из «созерцателей» становятся активными участниками всех процессов, которые могут оказать позитивное влияние на качество жизни молодежи.

Для нас, составителей, крайне важно было понять, что ребята, которые живут «клубной» жизнью, делают это потому, что сами пришли к необходимости что-то изменить в собственной жизни и собственном окружении, а мы лишь представили им возможность сделать это и подсказали, как и с чего можно начать.

Понятно, что как бы мы не старались описать опыт своей работы, это всего лишь один из многочисленных вариантов развития Молодежного клуба. Двух одинаковых «Метро» или «Фламинго» все равно не получиться – в каждом городе, в каждой подростковой группе обязательно возникнет что-то свое, что-то уникальное.

Мы были бы рады получить отклики от тех, кто воспользовался нашим буклетом. Возможно, нам удастся объединиться с коллегами из других регионов для того, чтобы делиться идеями и опытом.

 

Удачи нам всем!


Список литературы:

1.  В помощь молодому лидеру / Сост. В.С. Ковров, А.О. Кедров, Е.М. Коврова. – Мн., 2003. – 38 с.

2.  Смотри по жизни вперед. Руководство по работе с подростками / Латышев Г.В., Орлова М.В., Яцышин С.М., Титова О.А., Речнов Д.Д. - СПб, 1999. – 114 с.

3.  Участие детей и молодежи в процессах принятия решений / А. Купцова, О. Сакович, Т. Кондрашевская, Л. Логинова, С. Мирук – К.: 2002. – 112 с.

4.  Школа будущего / Сост. Е.М. Коврова, В.С. Ковров. – Мн., 2005. – 50 с.